’’Дешевле выкинуть’’: почему украинцев на еврономерах ждет неприятный сюрприз

В Украину за последние три года ввезли больше 2 млн машин на еврономерах, большая часть из них так и остались нерастаможенными. «Предприниматели» за $1000 готовы пригнать в страну любое авто. Причем некоторые из них, как говорят юристы, легально оформлять просто невыгодно.

Даже если акциз снизят, стоимость старого авто на дизельном двигатели после растаможки вырастет в несколько раз. И если разработанный профильным комитетом Рады законопроект примут, некоторые авто будет дешевле вернуть обратно, чем переоформлять 

Несмотря на это, украинцы продолжают покупать еврономера по дешевке, а ушлые продавцы утверждают: все в рамках закона.

OBOZREVATEL разобрался, почем и какие авто без регистрации покупают украинцы и чем грозят такие покупки.

За дешевые еврономера придется много заплатить

«Продаю свежее авто из Европы! Еврономера, полный пакет документов от собственника…Отличное авто для города и трассы», — рекламирует продавец Alfa Romeo 2007 года выпуска на одном из сайтов. Такое авто предлагают купить за 3 тыс. евро. Сейчас автомобиль растаможить не получится – он не соответствует экологическому стандарту (выпущен до 2010 года). Но если законопроект №8487(автор глава профильного комитета Нина Южанина) примут во втором чтении, стандарт отменят.

’’Дешевле выкинуть’’: почему украинцев на еврономерах ждет неприятный сюрприз




«Если хотите купить машину на еврономерах, наймите брокера, который поможет оформить документы, езжайте вместе с ним на рынок в Польшу, Литву, Германию, покупайте машину, пусть ее там снимают с регистрации, проходите техосмотр и заезжайте в Украину. Тут, если машина соответствует эко-стандарту, заплатите за растаможку $1500. Это много? А перевозчики просто за свои услуги берут $1000. А так машина будет ваша», — советует юрист Александр Плахотник.

«Если хотите купить машину на еврономерах, наймите брокера, который поможет оформить документы, езжайте вместе с ним на рынок в Польшу, Литву, Германию, покупайте машину, пусть ее там снимают с регистрации, проходите техосмотр и заезжайте в Украину», — советует юрист Александр Плахотник.

Чем дешевле машина, тем больше за нее придется заплатить. К примеру, еврономера Ford Mondeo 1998 года выпуска предлагают купить за $1700. Но если такой автомобиль и разрешат растаможить после пересмотра правил, общая ее стоимость составит уже 5,2 тыс. евро. А если не растаможить, можно вовсе остаться без автомобиля. Так, согласно «законопроектам Южаниной», у водителя могут забрать машину на еврономерах, которая находится на территории страны больше разрешенного срока. Кроме того, размер штрафов доходит до 170 тыс. грн.

’’Дешевле выкинуть’’: почему украинцев на еврономерах ждет неприятный сюрприз

— А что насчет оформления?

— Машина будет на тебе…

— В смысле генеральная доверенность?

— Да, у нас есть юрист, все правильно оформит…

— И сколько можно будет находиться на территории, не выезжая?

— Да можно вообще никогда не выезжать! Раньше раз в 5 лет нужно было, сейчас норму отменили, — рассказывает перегонщик.

К слову, уже не первый раз продавцы рассказывают о несуществующих нормах закона, которые якобы позволяют сколько угодно использовать машину без растаможки. В то же время юрист Ольга Николаенко объясняет: подобных норм не существует. В течение года автомобилем без регистрации может управлять иностранец, украинцы же должны оформить машину спустя 10 дней. Правоохранители имеют право оштрафовать собственника авто, которое незаконно находится на территории страны, и даже изъять машину.

Кого ждут проблемы

Проблема №1: чтобы растаможить, придется проверять документы и отравиться в страну, в которой оформлено авто. «Не каждый человек, который приобрел машину на еврономерах, может утверждать, что его доверенность легальная. Вполне возможно, что он обратится в компетентные органы иностранного государства для снятия с учета, а ему откажут на основании, что документы, которые он предъявляет, недействительны или получены незаконным путем», — поясняет Ольга Николаенко.

И если окажется, что генеральная доверенность оформлена неправильно, снять авто с учета, например, в Литве не получится. Тогда придется искать реального владельца.

«Иногда дешевле выкинуть. Если у вас машина за 2 тыс. евро, то на растаможку, поездку, оформление документов вы потратите больше, чем заплатили за авто. Опять же, если оставить все как есть, уже в следующем году, судя по зарегистрированным законопроектам, можно получить огромные штрафы», — рассказывает Плахотник.

Проблема №2: у водителей на еврономерах нет права собственности на авто. Собственником автомобиля до последнего момента остается фирма, на которую она оформлена. Если человек, который купил этот автомобиль, получил всего лишь доверенность и после какого-то периода захочет оформить машину на себя, ему придется искать реального собственника и оформлять документы. Более того, вполне возможно, предполагает юрист, что такие фирмы за переоформление документов попросят дополнительную плату. «Бесплатно никто ничего вам не сделает», — уверен Плахотник.

К слову, на данный момент законопроекты Нины Южаниной ожидают второго чтения. Так, если парламентарии поддержат документы, ставки акцизов снизят, полиция получит доступ к базе данных таможенной службы, а водители на еврономерах будут платить огромные штрафы. Правда, часть нардепов предлагает изменить предложенные нормы, к примеру снизить стоимость растаможки старых авто.

«Законопроекты — компромиссная модель между всеми участниками и заинтересованными сторонами. Касательно поправок, они хотят сделать ситуацию менее контролируемой, чем даже в нынешнем законодательстве. Депутаты сами загоняют себя в тупик, предлагая невероятные изменения, которые точно не примут», — пояснила Южанина.